Как увеличить эффективность систематической обратной связи от клиента?
Все мы знаем, что обратная связь в психотерапии может увеличивать ее эффективность. Она полезна и для клиента, и для терапевта, и для построения терапевтического альянса. Если вы давно думаете, как сделать этот процесс структурированным и эффективным, не добавляя излишней сложности, то этот текст для вас.
Мы поговорим о системе The Partners for Change Outcome Management System (PCOMS), о партнерской системе управления изменениями в терапии. Это структурированная система обратной связи, которая содержит простые шкалы для оценки клиентом. Перед началом сессии клиент оценивает прошедшую неделю (Шкала оценки результата), после сессии - саму сессию (Шкала оценки встречи), что позволяет:
выявлять наиболее эффективные интервенции с каждым отдельным клиентом
предотвратить выпадение клиента из терапии, вовремя заметив негативную динамику
сокращать длительность терапии (40%-50%)
объективно оценивать терапевта или систему помощи
(ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКАЗАННОЙ) Исследования показали, что ранние результаты терапии предсказывают ее эффективность в целом (например, Lutz et al., 2009). Это значит, что если ваш клиент не показывает результатов в ранний период терапии (1-8 сессии), то скорее всего он не улучшится и дальше. Система оценки обратной связи поможет выявить таких клиентов и сменить стратегию, не дожидаясь дропаута.
Большинство психотерапевтов, если их спросить, оценят эффективность, которую они делают, выше среднего. То есть по сути, они не знают, насколько они эффективны (Walfish S. et al., 2012). С помощью простой универсальной системы вы сможете оценить эффективность своей терапии, сравнив с коллегами в организации, в которой вы работаете. Или с общемировыми результатами коллег, которые в большом числе используют эту систему. Материалов на английском языке по данной системе много (более 250).
Согласно Lambert M. (1986) факторами эффективности терапии являются: отношения или терапевтический альянс (30%), плацебо эффект/вера в терапию/ожидания (15%), техники/подход (15%). Если посмотреть на изменения в целом, за них на 86% отвечает клиент и все то, с чем он вошел в наш кабинет. Шкала оценки недели как раз про клиента. Шкала оценки сессии же про отношения или терапевтический альянс. Таким образом, вы сможете оценивать и отслеживать основные факторы эффективности терапии.
Вы можете скачать русскую форму для заполнения на сайте создателей https://betteroutcomesnow.com/ Также они предоставляют возможность удобной компьютерной обработки результатов. Для лучшего использования мы рекомендуем, если не пользоваться их обработкой, то подумать, как визуализировать результаты, чтобы в реальном времени отражать статус всех ваших клиентов. Это поможет не пропустить отсутствие улучшений и вовремя обратиться к супервизору.